Да да, уже достаточно давно не писал статейки по рубрике "История компании" по нашим "Идеологистам", так как компания отпраздновала 30-летие аж тринадцать шестнадцать дней (три дня писал статью, жесть!) назад, и мы остановились на самом интересном и так уж закрутилось, что я не сильно мог нормально выделить время на написание статей. Ну, как бы там ни было, каюсь и исправляюсь, рассмотрим игру, которую наверное не знает, только у кого нет не интернета, да и вообще живет без компьютера (да есть такие, это давно не секрет) и "именно этот шедевр игрового кодинга" привнес больший вклад в развитие шутеров жанра FPS - DOOM! (звучит брутальная музыка).
Когда-то давно, когда товарищи еще пытались стать независимыми и решали, что им нужно сделать далее, но и решили немного расслабиться и сыграть в старую добрую настолочку Dungeons & Dragons, после долгих часов игры, исход игры был таков, что в игре открылся портал и оттуда постоянно, огромными толпами начали вываливаться шайтаны, в результате чего, все игроки благополучно ушли в небытие. И вот, бац... прозрение. В одном из совещаний, тов. Холл предложил сделать игру под названием "It’s Green and Pissed", но как уже было известно, что наши товарищи отложили идею на более перспективную, как они тогда посчитали и решили сделать трёхмерный ремейк игры 1981 года Castle Wolfenstein от Muse Software (что из этого вышло, читайте тута).
После выпуска Wolfenstein 3D: Spear of Destiny, наши старые добрые товарищи, не стали сидеть на месте... точнее, стали сидеть на месте еще сильнее и упорнее, так как еще не все горы покорены. В частности тов. Д.Кармак, точно не просто так просиживал часы на уютном кресле, портя свое зрение в кинескопном мониторе, так как он все время улучшал свой движок, добавляя в него все новые фичи и плюшки. Но вот вдруг, тов. Кармак устал и решил сменить положение с кресла на диван, чтобы посмотреть кинчик и ему попался кинцо "Цвет денег" с Томом Крузом в главной роли и в нем, ГГ является в бильярдный зал с чемоданчиком в руке и, в ответ на вопрос "What you’ve got in there?" (с бурж. "Что у тебя там?"), отвечает со зловещей усмешкой: "Doom", и тут его осенило в одном из совещаний, что можно следующую игру назвать Doom, а стиль игры был навеян игрой в настолочку и, по словам тов. Д. Кармака, навеяно с фильмов "Чужие" и "Зловещие мертвецы 2", т.е следующая игра, тотально поменяет стиль и жанр игры, с отстрела Нацистов, до отстрела Шайтанов Ада.
В итоге, с названием и со стилем решили, и наш уже известный тов. Холл приступил к написанию, так называемого "Библия Doom". В данной "библии", было предусмотрен выбор из пяти персонажей, проработанный сюжет, включавший путешествие с военной базы в ад и обратно, военная база располагалась на спутнике некой планеты, называвшемся Tei Tenga. Но, нашего тов. Холла, на этот раз обидел тов. Д. Кармак, так как он сказал, что игра должна быть простой и заявил, всем известную фразу "Story in a game is like story in a porn movie; it's expected to be there, but it's not that important." (с бурж. «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен»). В итоге, вместо Тей Тенги, сюжет в игре разворачивался на Фобосе, Деймосе и многострадальном Марсе (основная сюжетка проходит там). Тов. Холл, расстроен - но не сломлен, начинает собирать данные и текстуры для уровней игры, начал изучать строения военных баз и сооружений и создал тестовые уровни. Но бедного Тома, вновь постигла неудача, команда оценила данные уровни как «банальные и неинтересные» и доверила создание уровней тов. Ромеро, так как он предожил сделать уровни более абстрактными, и как потом оказалось, они были более пригодными для игры. Расстроенный и теперь сломленный тов. Холл, за полгода до выпуска игры покидает компанию, так как его не ценят и не считают его творческие решения удачными (после id он перешел в 3D Realms и воплотил свои задумки из "библии" в игре Rise of the Triad).
Для игры, уже был написан движок, который в дальнейшем имел название id Tech 1, и у него было множество изменений. Уровни теперь были не лабиринтами, а уже позволял создавать высокие потолки, лестницы, выход на пространство, движение персонажа имела имитацию передвижения, камера двигалась по ходу игрока и оружие уже не была фиксированной. Движок позволял сделать более детализированную графику, которую делали очень интересным образом - спрайты некоторых шайтанов были изначально слеплены из пластилина или латекса, оружие было сделано с игрушечных пушек, например пистолет и дробовик - фотографии игрушечного оружия, плазмапушка - обломок игрушечного пулемёта, перевёрнутый задом наперёд. Руки игрока, держащие оружие, принадлежат тов. Клауду, художнику "Идеологистов" (Fun Fact! до сих пор "Идеологист"). Некоторые текстуры взяты с фотографий, например одни из самых интересных и необычных источников - сапоги из змеиной кожи, принадлежащие тов. А.Кармаку, и рана на ноге тов. Клауда.
Композитором игры выступил уже известный тов. Принс, который работая фрилансом, писал музыку и звуки ко всем играм Commander Keen и у него стояла достаточно интересная задача. Изначально тов. Ромеро дал тов. Принсу несколько записей в стиле heavy metal и попросил сделать что-то подобное, но в итоге не во всех уровнях этот стиль подойдет и в тут он принял решение сделать несколько треков в стиле "Эмбиент", но многие саундтреки все таки похожи на "еее роцк", а другие треки были похожи на многие популярные группы. Но большинство скажет, а как же авторские права и таким же вопросом задавался и тов. Принс, как бывший юрист и он чувствовал грань, чтобы не сделали "а-та-та" и не потерять много шекелей. Звуки шайтанов были сделаны со звуков животных и с бесплатной сборки, из-за чего большинство саундов были использованы и в других играх.
В итоге, спустя 12 месяцев разработки игры, она была полностью собрана и готова к продаже, наши "Идеологисты" решили продолжить использовать схему продажи по shareware-модели, где первый эпизод был бесплатным и выступал в качестве демки. И таким образом, 10 декабря 1993 года на BBS, был загружен первый эпизод игры и с этого момента, пошла настоящая слава. Игра била все рекорды, как и по продажам, так и по скачиваниям бесплатной версии. Умопомрачительные результаты игры, сподвигнули компашку сделать незамедлительно сиквел. Пока у нас идет разговор про Doom 1, то стоит упомянуть, что в 1995 году было выпущено первое DLC к игре под названием - The Ultimate Doom, которая добавляет 4-й эпизод игры, которая выделяется своей сложностью в сравнений с другими 3-мя эпизодами игры.
Наши товарищи начали искать издателя для сиквела, но долго им искать не пришлось. Глава GT Interactive, Рон Чаймович предолжил им огромные количества шекелей, в количестве 2 миллиона американских шекелей с условием, что игра будет выпускаться в таком же стиле, как предшественник. В итоге, игра получила название Doom II: Hell on Earth и вышла в печать 30 сентября 1994 года. Сиквел не имел безумных новшеств в плане графики, он работал также на id Tech 1 и ГГ также смотрит по сторонам, но сиквел не был бы сиквелом, если не было бы новшеств. В игру были добавлены новые шайтаны, такие как Тефтель (Элементаль Боли), Малыш паучок (Арахнотрон), Светлый Бычара (Рыцать Ада) и Арч-брррр-вайл (последний тот еще сыс), было также добавлено новая пукалка - двухстволочка. Исчезли эпизоды, теперь в сиквеле только один эпизод, длительностью 32 уровня (2 секретных).
"Ад на земле" имел еще более крупный успех, чем предшественник. Игра была настолько популярной, что побила количество установок на ПэКа больше, чем ОС Шиндовс 95 от Микромягкого тов. Гейтса. В связи такой огласке, тов. Гейтс узнал про это и решил портировать игру специально для новомодной ОС (раньше игры делались на DOS - это такая командная строка на черном фоне, для тех кто не в курсе), чтобы повысить свое благосостояние и даже запилил специальный ролик к этой теме.
Успех игры был колоссальный и, чтобы игра жила еще дольше (жива до сих пор), тов. Кармак специально сделал так, чтобы пользователи сами могли создавать свои уровни и дальше истреблять шайтанов, создал специальный софт, а в дальнейшем вообще стал сторонником Открытого ПО и выложил исходники, чтобы люди сами модифицировали игру, как хотят.
На этой теме, были созданы при поддержке "Идеологистов", были слеплены умелыми руками еще две игры: TNT Evilution слеплена группой TNT Team и The Plutonia Experiment слеплена братьями Дарио и Майло Касали (насколько известно, Дарио работает в "Клапане Габена" и даже работал над "ПолуРаспаде: Аликс"). Игры мало чем отличались от того же Дума 2, но были приготовлены настолько грамотно и под нужной температурой, что в них играть было приятно. Игры были достаточно сложны и почти невозможны для прохождения на "Кошмаре", были благоприятно встречены юзерами, что слепили с него сборку Final Doom.
Долгое время, "Идеологисты" не радовали нас "Думом", так как были заняты "Землетряской" (про него чуть позже), и вот в 2000 году было анонсировано, что третий Дум будет выпущен. Ура, возрадовался наш юный игрок (это я), я даже помню, как я однажды читал некий еженедельный журнал и там велась рубрика про игры и там была заветная статья, про новую игру Дум (был примерно 2002 год) и в этом же году, была продемонстрирована альфа-версия игры, которая из-за в дыры в "Б - безопасности", благополучно слилась в эти ваши Интэрнеты и многие смогли запустить сие альфу у себя на ПэКа (если тянуло конечно), даже и на сегодняшний день, можно найти сие версию и побегать там (на удивление, хоть это и альфа, но выглядело на то время шикарно). В это время разработки, а она длилась целых 4 года, тов. Кармак собственнолично слепил не на коленке, новый движок id Tech 4, который на то время взрывал мозг и сознание от увиденной картинки, динамичные тени, которые рисовались в реальном времени, добавляли некоторого эффекта реального освещения, по другому говоря RTX своего времени. Графоний был на высоте, темная атмосфера игры настолько впечатляли неподготовленного игрока (снова про меня), что игрок мог уже идти строить дома, так как стройматериала хватало (и вновь да), что потом несколько месяцев неподходил к игре.
Третий Думчанский на этот раз отошел от понятия тов. Кармака про "сюжет про Сантехника", в этот раз, они пригласили писателя Мэттью Костелло, который придумал просто шикарный сюжет игры. Геймплей игры, тоже претерпел изменения, теперь ГГ не чувствовал себя супергероем, а был обычным Солдатом, которому пришлось прятаться в темных углах от снарядов шайтанов, вовремя перезаряжаться, и бегать по клаустрофобическим комнатам корпорации и это, было очень круто. Но не смотря на прекрасный геймплей игры, некоторым людям не понравился такой подход, которые ждали от игры Экшона и Пострелушек, а получили симулятор скрывания, где нужно не бежать напролом, а медленно и аккуратно, светя фонариком темные углы искать выход (хотя и на сегодняшний день, люди не всегда воспринимают сюжетные и медленные игры, они больше отдадут предпочтние тупизне стрельбы, типо видишь врага, тогда стреляй и не DOOM-ай). Но не смотря на шквал критики от игроков, критики высоко оценили игру, и это очень радует, так как реально проделана работа на Отлично и я долгое время считал ее, просто эталоном игровой индустрии, что даже "ПолуЖизненный 2", не вызывал такого восторга.
Спустя, некоторое время, в 2005 году, компашка Nerve Software при поддержке "Идеологов", сварганили официальное ДиЛеСи к оригинальной игре, под названием Doom 3: Resurrection of Evil. Как и подобает дополнению, игра получила несколько новых фишек игры, такие как Гравихват (скоммуниздили у Габена), Двухстволка, новые локации, интересные боссы-шайтаны и самое главное сиквел, а не отдельная часть. Конечно, в плане игры, Nerve прислушались к недовольным игрокам и добавили туда больше шайтанов, точнее в каждый угол, чтобы не скучали. Ага, не скучно это точно, только надоедает, что постоянно стреляешь, ну это вкусовщина.
Конечно, времена стали меняться, игропроизводство вышло на новый уровень, контроль качества вырос и с ней конкуренция, и дошло до того, что "Идеологисты" вновь притихли и не выдавали новых игр по Думу. Конечно, они не сидели сложа руки, за это время, они стали проводить ежегодные собрания QuakeCon, делались другие игры (про них чуть позже), и тут в 2008 году, анонсируется новый Doom 4. На очередной конфе, тов. Холленсхэд (президент компании в период 1996 - 2013 гг.) сообщил, что игра находится в разработке, тов. Кармак лепит новый движок и вся команда сфокусирована на разработке. Но прошел год, и новостей все не было, и на очередном QA конфы "Идеологистов", тов. Кармака спросили, когда же выйдет новенький Думчанский, на что он ответил "Когда будет сделано" (c бурж. "When it's Done"), на что вопрос конечно не сняло, но приемлимо.
И вновь идут года, все ждут новый Дум, прошло множество событий, такое как Zenimax купила "Идеологистов", от чего у некоторых случился "инсульт Жопы", интернет просто полыхал и полыхало бывших сотрудников, так как они считали: "Ну все, доигрались", но так не считала "Зенька". Спустя 3 года после покупки компашки они решили поднять бабла, на теме: "пока все ждут новый Дум", мы слепим старый Дум, и подправив несколько текстурок, добавив ФуллХэДэ в игру, прилепив скотчем фонарик к оружию, портировали на современные "ХКоробку360" и "ИгровуюСтанцию 3", назвали ее BFG Edition и стали зарабатывать. Конечно, не стоило долго ждать, что бурление в заднем проходе у игроков на сие релиз польется не то что рекой, а так, что словно плотину разорвало. Многие ругали ее, вспоминали сделку с Зенькой, но продлилось это не долго, так как там вновь пошли слухи про новый Дум и все резко забыли все и стали вновь ждать.
По факту, игра, точнее переиздание, было вполне играбельным и неплохим. В частности он предназначался для Консоль-боярей, и для тех, кто не мог в файлах игры поставить ФуллХэДэ или установить графические моды, для того, чтобы поиграть в нее на современном ПэКа. Переиздание также имела ДиЛеСи Resurrection of Evil и никчемное дополнение The Lost Mission, как по законам пособия "Как не надо делать ДЛС к играм. Часть 1", пихаем шайтанов в каждый угол, отключаем логику, повышаем сложность, в общем полный Хизард, но тут конечно вкусовщина.
Вновь шли года, и вновь компашку встрепенуло, в августе объявил, а в ноябре реализовал - тов. Кармак решил покинуть "Идеологистов" и перейти в ВиАр компашку "Глазиус", чтобы акцентировать на работе в ВиАр технолоджи и все вновь, загрустили и стали сетовать - не будет Дума, все. Но не тут то было, тов. Уиллитс (глава студии после тов. Холленсхэда по 2019 г.), объявил про то, что игра все это время разрабатывалась, но стала похожа на все эти "Кал на Боевом Поле" и решили полностью переделать игру с нуля. Так в 2014 году, на закрытой презентации, людям показали результаты работы, что потом показывали реакцию людей, что все были в невероятном восторге, кроме тех, кто смотрел трансляцию конфы (ууу, как они их ругали, это надо было видеть), так и вышло, что в 2015 году - игру показали уже публично, презентовал ее тов. Стрэттон и реально игра дала вам то, что все так ждали. Толпы шайтанов, безымянный ГГ, шикарный роцк от тов. Гордона и главное, сюжет как в фильмах "про Сантехника" и еще, с названия игры пропала циферка 4, но всем на это пофиг, так как ДУУУУМ. В 2016 году - игра увидела свет игровых платформ и люди в полнейшем восторге стали истреблять шайтанов с многострадальной корпорации. Сюжет и концепция, вновь притерпела изменений, теперь, как это было сказано ранее, тупая пострелушка на корпорации, которая уже стала интересоваться Аргент-энергией с Пекла Аццкого и стали там строить Демократию, но демонам это не понравилось и они вторглись в компашку и устроили там полный Хизард. Наш ГГ, как и подобает, подобным шутерам, оказывается древним артефактом некоего культа, который только и занимался, что устраивал Демократию, очухивается на базе и понимает, все очень плохо, берет пистолет и пошел истреблять.
Конечно, компашка сделала вновь перерыв на другие игры студии, так как Зенька бдит и говорит, что делать, но спустя 3 года, презентует геймплей DOOM Eternal, которая как было заявлено, является ремейком классического "Ада на Земле", что в принципе таковым и является и объявляют, игра выйдет в ноябре 2019, но спустя некоторое время объявляют, что им нужно время и переносят на Март 2020, Well F*ck! Но несмотря на перенос, игра получилась на все 10/10, игроки и критики в восторге, наш ГГ такой же шайтан, быстро бегает/прыгает, но не приседает (хотя это ему и не нужно), научился паркурить, получил крюк-кошку на двухстволочке и сами локации перешли с классических коридоров в просторные улицы Земли-матушки, которая уже не сильно на нее напоминает и конечно, главное для игроков-мазохистов, игра стала сложнее и шайтанов стало больше, они стали быстрее и резвее, пытаются разорвать нашего Рэмбо на части. Из интересностей игры, отмечается возвращение всем знакомых монстряков с классики, например Кибердемон, названный Тираном, Потерянные души стали более классичесими, рядовые зомбари стали носить классическую прическу и многое другое. Doom-аю, рассказывать вам подробнее не стоит и так все все знают.
Спустя полгода, компашка выпускает первое, обещанное, ДиЛеСи к Этерналу, под громким названием The Ancient Gods: Part One. По заявлению, игра продолжает сюжетную кампанию игры и в ней, нашему ГГ предстоит вновь спасти мир. Игра стала, на порядок хуже самого Этернала, "Идеологисты" посчитали, что люди мало настрадались в оригинале и решили сделать худшее, что могли они делать (хотя у "Идеологов", никогда не получались ДиЛеСи), добавили сюда мазохичные бои, которые начинают надоедать уже после часа игры, постоянные волны шайтанов, тупейшая музыка пародирующая, уволенного тов. Гордона и самое печальное, что игра ничего более и не дает, никаких улучшений, все по старому, в общем дрянь, а не ДиЛеСи (ИМХО!). Fun Fact! От всего увиденного, я решил написать отзыв об игре в стиме, от чего получил Подгорание у некоторых товарищей, которые только и любят тупизну в играх. Но я не буду их судить, мы все разные и у всех свои интересы, но факт того, что люди не имеют понятия, о том, что мне это не понравилось, не значит, что всем должно не понравиться. Ну это так, отвлекся от темы.
Конечно, это были основные игры по серии Дум, но стоит отметить еще другие игры по данной серии. Например Doom 64 - которая была сделана эксклюзивно для Nintendo 64 (в 2020 году - портирована на ПэКа), по особенностям - игра имеет более менее улучшенную графику, мрачный саундтрек и ужасные звуки, от которых уши в кровь, две мобильные игры Doom RPG, которые имеют стилистику пошаговой ЭрПиДжи-пострелушки, вполне годная для кнопочных телефонов (в обе играл). Фанатский мод, которая якобы улучшает игру, на самом деле только делает хуже (ИМХО!), Brutal Doom - игра, имеющая всю туже пиксельную графику первых думов, добавлены долбанные звуки стрельбы и звуки ходьбы ГГ, которые выкручены на Over9000 Volume, постоянный громкий и ужасный Heavy Metal роцк а-ля возомнили себя тов. Гордоном (не Рамзи), добавленная анимация добивания, от которого хочется просто глаза выколоть и не видеть это дно. Конечно, это все мои личные недовольства игры, сама по себе, создатели отлично постарались и освежили ее, кому нравится - играйте с удовольствием, но а я, человек не шарящий в играх, пойду себе подальше от нее.
Фух, вот и закончился наш марафон по серии игр Doom от наших "Идеологистов", за всю огромную историю серии, сменилось руководство, сменились технологии и концепции, но от этого компания становится только лучше и надеемся, что мы увидим еще более интересные игры по серии Дум, так как это еще не финал и тут можно придумать миллион сюжетных линий игры, а хотя, че тут думать, сюжет про Сантехника и все будет.
На этом конечно, наша история компании не заканчивается, так как у компании есть еще парочку серий игр, которые тоже имеют вес в индустрии, но ближайший который мы рассмотрим, это будет серия игр Quake!
Stay Tuned!
:3